Олег Оприско


Сначала думала, нет, про Олега Оприско Oleg Oprisco Fine Art Photography писать я не стану, потому что это уже получится не образовательный вторник, а ликбез после понедельника. Олега знают вообще все, даже те, кто не знает, что знает. Спутать его ни с кем нельзя, в сети вагоны его работ, его публикуют так часто, что если бы звенел звонок при каждом перепосте, стоял бы оглушающий звон.
Но потом решила, что писать стану, потому что главное не в самих фотографиях, а в подходе и методе автора. Это пример фотографа с уникальной системой работы и своеобразным подходом к поиску идей. И оба эти элемента, к слову, с моими категорически не совпадают. 
Если я правильно уловила биографическую нить событий, Олег рос во Львове и совсем юным приехал в Киев, устроившись в фотолабораторию, где начал с работы оператора печати. Затем был ассистентом фотографа, после стал снимать на заказ, а потом решил снимать только то, что хочет сам. Сейчас продажами его работ занимаются несколько зарубежных агентств (два в Европе, два в Америке), его фотографии становятся обложками книг, дисков, афишами и тому подобным.
Олег - фотограф, у которого каждый миллиметр кадра под контролем. Этот миллиметр заранее придуман, лично его руками на месте собран и доведен до совершенства. Снимает он среднеформатными камерами типа Киев 88 и Киев 6C, с длиннофокусными объективами типа Orestegor 300mm f4. На всю съемку 12 кадров. Тотальнейший контроль реальности, и такой же контроль эффекта опубликованных работ - ведется учет просмотров и публикаций, анализ аудитории.

Три года назад я слушала его мастер-класс и всем советую поступить также. Там нужно, широко открыв глаза и уши, следить за рассказами о том, как снимались те или иные работы, от идеи до конечной печати. Окажется, что да - пять часов копать яму в море, чтобы воткнуть туда лестницу - это нормально. Постоянно искать места съемок, прорываться на закрытые территории, договариваться, искать возможности и часто рисковать, в том числе и здоровьем модели - тоже. Такое отношение к работе нужно увидеть хотя бы один раз для самодисциплины.

Обычно мастер-класс включает в себя работу с моделью - прибейте себя неподалеку и смотрите, как он выставляет композицию, пройдут миллионы лет, но так надо. 
А вот в некоторых местах глаза и уши я бы советовала закрыть. Например, когда Олег объясняет, что его метод работы - гиперболизация сюжетов из жизни (условно, девочка со свечкой становится девушкой с аквариумом свечей), и его стоит взять на вооружение всем. И советует не искать вдохновения в чужих работах, фильмах или живописи. Только жизнь, реальность и небольшая их трансформация. То есть чемпион мира по прыжкам в высоту подходит к вам, вручает шест и говорит - давай, это же так просто, дружище.
И хотя автор честно верит в то, что говорит, лично я уверена, что никакого другого способа воспитать в себе хороший вкус, кроме как бешеной насмотренности и практики до седьмого пота не бывает, если ты не гений. Но и гению нужно себя с чем-то сравнить, чтобы осознать свой уровень.
Но главное место, где глаза надо закрывать - момент, когда автор откроет фотошоп и пообещает показать разгадку своей обработки. Никакой разгадки, слава богу, не будет - Олег интуитивно двигает ползунки, скажем, selective color. В этом месте очень важно понимать, что главный цвет делается в кадре, когда выбрано одно идеально место из десяти, точный оттенок платья и волос модели, правильный свет и даже капли дождя выстроены по росту. Обработка тут одно из последних дел - ее разгадка была в той первой части, когда нужно было сидеть прибитым.
(но важно, кстати, что Олег стремится к мягкости и пастельности кадров в том числе и затем, чтобы на любом устройстве изображение выглядело приемлемо, даже если вы откроете его на граммофоне) 

Теперь вывод. Я подозреваю, что есть два типа фотографического мышления. Один ситуативный, когда снимающий легко видит сложившийся сам по себе кадр, упавший свет, сюжетный момент. И другой - постановочный, когда автор может придумать никогда не существовавшую композицию из заданных элементов, срежиссировать идеальный момент, выставить свет. И мне кажется, у каждого врожденный тип мышления какой-то один. Зато второй по необходимости можно прокачивать. Например, в первых портретных съемках я находилась в полном ступоре, снимала простой натюрморт по две недели (фрукты портились), просто не могла положить яблоко рядом с бутылкой. Но мне было нужно снимать и я занималась со своей отстающей частью, как с овчаркой на площадке. Собирала папки с названием “позы пар”, позы ню”, “позы женщины”, “позы полные женщины”, смотрела много живописи и не стеснялась подсматривать в телефон или в заготовленную раскадровку, если на съемке переставала понимать, как работать. До сих пор, если реквизита или участников много, я пишу себе планы, которые нужно не забыть отснять.
Я не знаю, к какому типу относится автор от рождения, но знаю, что прокачивать в себе часть, которая делает новую реальность, я бы училась у него.

Кстати, три года назад, когда я слушала мастер-класс, такого еще не было, но сейчас в описании заявлены не только обычный просмотр портфолио слушателей, но и его разбор его с прицелом на то, чем бы слушателю заняться дальше. В том смысле, если слушатель хотел бы монетизировать свое увлечение. Сам Олег говорит, что на самом деле он проводит не мастер-класс, а бизнес-тренинг. 
Мне кажется, бизнес-тренинг по построению несуществующих миров это совсем неплохо.

Сайт автора:
http://oprisco.com/
Информация о мастер-классах:
http://www.oprisco.com/workshops

Using Format