Ferdinando Scianna

Прием, прием образовательный вторник в случайный день недели. Вкратце для новеньких — по вторникам я показываю подборки авторов, которых смотрю, чтобы снимать по-человечески. 

Думаю, что собственный вкус развивается путем насмотренности, медленного, неизбежного выращивания в мозгу контрольного образца меры и смысла. К которому глаз бегает и сравнивает, пока ты работаешь. Сегодня опять недалеко от основ, еще один боец Магнума, итальянский фотограф, репортер и журналист
Ferdinando Scianna (по-русски произносится как Фердинандо Шанна). 

 Автор, слава богу, живет и здравствует до сих пор. К агентству присоединился в 1982, а в конце 70-х познакомился с Брессоном, что в общем определило стиль и направление автора в дальнейшем, как-то они сроднились и нашли друг друга, по словам обоих. 

 Классик из классиков, много работает с тенями и это можно считать его почерком. Больше других я люблю снимок девочки с крестом на груди, которую держат за руки, так, что она и сама - крест, а за ее спиной следующий, похожий на распятие оконной рамы. 

 Вообще Шанна отличается большой любовью к Италии, в особенности к Сицилии, куда регулярно возвращается и снимает разного рода проекты. Но самая крутая штука, по-моему, которую он сделал там — это его серия для Dolce&Gabana в 1987. Модельеры заметили его работы, и, восхитившись магнумовским подходом не режиссировать мир, а искать спонтанные моменты, с большим восторгом позвали его поснимать для своей новой коллекции. Вместе они сделали серию-культ, о которой сейчас помнят не очень, хотя отдельные кадры оттуда уже выжжены в сетчатке, столько раз их использовали. Например, кадр где девушка в черном, жеманно изогнувшись, позирует мальчику с камерой. На самом деле это, конечно, постановочный момент, как и вся серия, а девушка в черном — голландская модель с именем Marpessa. С которой Шанна колесил по всей Сицилии на машине чьего-то там брата и снимал модель в гуще народной, так сказать, жизни, без грима и прически. 

 Запихивал ее в толпу, например, рыбаков и снимал ее в окружении их реакции, или на рынке, или на лестнице, среди мальчишек, или в монашеской келье, или в парикмахерской, или среди сицилийских старушек. Насчет подростков отдельная тема, потому что, по словам автора, это и была часть задумки, воплотить нечто автобиографичное на тему эротической части жизни и взросления мальчиков на юге. 

Серию сняли в 1987, а в 1993 выпустили книгу “Marpessa”. 

 Мне кажется, тут важно увидеть две интересные штуки. 

Во-первых, настроение, атмосфера и тема серии очень и очень близки к “Малене” Джузеппе Торнаторе и Лучано Винцензоли ( на всякий случай, первый (сын) — режиссер фильма по повести второго (отца)). К тому же, и с Белуччи Шанна плотно потом работал.

 А, во-вторых, Dolce&Gabana позже сделали феерические истории с этими же мотивами итальянской бытовой реальности и моды, с Мадонной и Беллуччи. Кто не знает — Мадонна в роли итальянской мамы, чистит кастрюли, идет на рынок, моет полы и прочее, Белуччи — как часть семейства с несколькими поколениями назад и вперед вокруг нее. И, круто увидеть, какие у всего этого продукта, цветного и роскошного срежиссированного до положения каждого мизинца героев, были корни: идеальная голландская женщина, без косметики в черных похожих одно на другое платьях. Ангел с мясником за плечом или в тени от рыбной сети.

 /там в подборке среди Марпессы встретятся два странных дяденьки в машине, это молодые Dolce&Gabana/ 

 /Марпесса, кстати, перебралась на Ибицу, и сейчас занята тем, что консультирует по вопросам недвижимости в этом регионе, и держит выставочный зал, красивая до сих пор катастрофически/ 

 сайт автора

 серия “Marpessa”

на всякий случай серии с Мадонной и Беллуччи



Using Format