Arthur Tress

Прием, сегодня опасный образовательный вторник, потому что автор один из сильнейших бульдозеров, сгребающих из сознания всю чепуху вовремя не сброшенного визуального балласта. К тому же он несет флаг с очень прочной, качественной идеей, вооружившись которой, вообще ничего не страшно, можно снимать даже балерин с крокодилами наперевес. 

 Arthur Tress (Артур Тресс) американский автор-столп (сейчас автору под 80), невозможно не знать хотя бы одной его работы, они буквально везде, правда иногда сознание отказывается помнить, что встречалось с ними. Его жанр — постановочный сюрреализм, мощная работа с архетипами, снами и страхами. Фотографии странные, пугающие, иногда до головокружения и тошноты. Особенно те, что с детьми, потому часто кажется, что сняты они уже там, где человеческая жизнь для всех кончилась. 

 /самых страшных в подборке нет, можно смотреть без валерьянки/ 

 На самом деле так и есть, это планомерная, осознанная работа с символами — когда автору было в районе тридцати, он оставил все и провел несколько лет в кругосветном путешествии по Японии, Индии, Китаю и Латинской Америке, в качестве ассистента на съемках документального фильма о культурах племен. Целью было — увидеть азбуку знаков, зайти в магию через этнографию. 

Плюс автор по собственным словам уверенно растет из сюрреалистической живописи Челищева, Бермана и Тукера, по крайней той их части, что была представлена в Нью-Йоркском музее современного искусства пока он учился. 

 И вот для серии «The Dream Collector» 1972 года он взял интервью у нескольких десятков детей, расспросил в подробностях про их кошмары и сновидения, а потом объединил с тем, что видел в путешествии среди племен. Стал рассматривать мир фантазий и реальные ритуалы и практики вместе, чтобы увидеть — как воображение ребенка превращает мир в собрание магических символов для выражения невысказанных состояний. То есть как прожить то, что нельзя назвать словом. 

 Лично я с автором неотлучно с тех пор, как увидела фотографию с обнаженным мужчиной и господином в костюме, читающем разложенную на голом торсе книгу. И стрелки часов на заднем плане повторяют угол книжного разворота. 

 Автора, к слову, нежно любил Брессон, они трогательно спорили о квадрате Rolleiflex, c которым работал автор, вместо 35 мм Leica. 

 Так вот к идее на флаге. У автора есть статья под названием «The Photograph as magical object», где написано важное: 

 «Фотографа можно рассматривать, как своего рода волшебника обладающего способностью управлять тайными силами и энергиями внешнего мира. Его постоянно растущая способность воспринимать — это продукт жестких тренировок, в результате которых он обретает способность разглядеть окружающие за 1/250 долю секунды и развивает эти способности до тех пор, пока они не станут почти сверхчеловеческими. С такими крайне развитыми инстинктами он способен предчувствовать действие объекта съемки и иногда кажется, что это именно он вызывает это действие усилием воли, заставляя реальность приспосабливаться под рожденное в его мозгу изображение. Часто его лучшие фотографии сделаны в состоянии напоминающим транс, в котором между ним и объектом съемки происходит какое-то невербальное общение, а все действие также управляется без помощи слов на паранормальном уровне. Как опытный наблюдатель он может предсказать потенциальное движение модели и, возможно, с помощью психических усилий действительно стать причиной этого движения». 

 Если закрыть глаза на кажущиеся несерьезными слова типа «энергия» и «тайные силы», мысль о том, что натренированный глаз сам может форматировать реальность до гармоничной — практически все, что нужно, чтобы работать как надо. По большому счету в этом есть что-то от смысла жизни. 


 /Очень советую посмотреть две недлинные серии фильма с автором, где он говорит о своих работах. Главным образом для того, чтобы узнать, как он выглядит. Жесткий визуальный революционер, провокатор, попратель этических рамок, снимавший голых людей на велосипедах в попытке разговора с обществом 70-х о гомосексуализме — тихий, мягкий человек с усами Ватсона и толстыми стеклами очков в выглаженной рубашке и в вязаной жилетке./ 


 сайт автора

 две серии фильма с автором

 https://www.youtube.com/watch?v=IyWF4L8vUJQ

https://www.youtube.com/watch?v=Y4xswBBvJDA 

 Челищев, Берман 

 Тукер

 все образовательные вторники 


Using Format