проект со Стеллой Клар. занятие №5

Начну с конца. Теперь у меня есть такое пальто, которое просто фактом того, что оно лежит в бумажном пакете в другой комнате, делает меня какой-то другой. У меня есть еще несколько новых вещей, но я не достаю их из упаковки, не вешаю в шкаф и не считаю пока своими — держу их на орбите, чтобы потом разом сжечь немного атмосферы и собрать из них новую себя. 

 Когда я только начала узнавать о системе Стеллы (спасибо Алина Фаркаш!), я не верила, что можно находить в разъездах по магазинам, поисках, примерках, покупках, возвратах вещей что-то кроме тоски и желания застрелиться. И действительно ничего другого там найти нельзя, но, оказалось, что это только до первой вещи. Она просто запускает начало сборки. После чего ты больше не ищешь юбку или брюки, ты собираешь дары, извините, смерти. Только все вместе они превратят тебя в кого-то, кем тебе всегда хотелось быть. Поэтому очень, очень хочется найти бузинную палочку, в смысле правильное, платье, и сложить с остальными находками. Просто без платья откладывается встреча с самим собой. 

Трудно описать степень невероятности нашего пятого занятия, потому что Stella Clar не улетела домой и предложила провести наш урок прямо в открытом космосе — вместе в магазине. Нужно оговориться, что Стелла, конечно, не ходит с подопечными по магазинам, а учит их справляться самостоятельно, в этом-то в общем и смысл. Но мне дико повезло быть частью проекта, поэтому в черную неизвестность меня отвела за руку сама Система. Более того, Система оказалась к тому же, в продолжение сказочной темы, Гарри Поттером. И еще немного Холмсом.

Задача была показать мне, насколько люди (например я) игнорируют вещи, которые им нужны, забывая все подборки с образцами, инструкции по примерке и указания на возможные ловушки. Просто не видят их. На самом деле срабатывают стереотипы поведения, люди за жизнь формируют устойчивое мнение насчет того, какие вещи им подходят, исключая для себя возможность других вариантов для экономии ресурса. Мозг не может находиться в состоянии постоянного поиска нового. Но если положение дел в настоящий момент не устраивает, проторенные дороги однажды все же придется перекопать. В моем случае следовало копать в направлении брюк и пальто, да что там — можно было их смело взрывать. И вот мы заходим в магазин, Стелла очень быстро, я не успеваю заметить как, выбирает несколько пар брюк и пальто, не спрашивая, конечно, моего мнения. Начинается магия, я беру первые брюки, которые я никогда бы не взяла с вешалки сама, они выглядят как-то странно, довольно тонкие, а я всегда выбирала те, что выглядят вырезанными из картонки — мне хотелось силуэт /плачет/. И еще чтобы были четкие линии, и еще размера на два больше, чтоб уж наверняка. Конечно, эти новые странные не налезают, я издаю жалобный, но и немного торжествующий стон в том смысле, что ведь было очевидно — не подойдут. А Стелла смеется, делает два незаметных движения и брюки садятся. Оказывается, стоило их опустить на бедра и завернуть снизу. И все — с ногами происходит нужная иллюзия. 

 А потом была встреча с тем самым пальто. Да, до него было несколько других, но всё это были компромиссы и проходные варианты, а когда я закричала “я теперь белый офицер! и камбербетч!”, Стелла сказала — оно. И вот — кругом появились моря правильных брюк и пальто. Скоро магазины перестанут быть для меня комнатой с горой золотых кубков, среди которых только один волшебный, а я все никак не могу его отличить от остальных. Нет, кругом будет все, что мне нужно, но только когда я пойму, что именно. 

 В этом походе важными я считаю два новых подсмотренных навыка. Во-первых, если трудно ориентироваться в магазинах (пока нет опыта и твердого знания), то нужно выбирать себе только одну цель (максимум две), например: “сегодня ищу только белую рубашку”. И включать своего рода тоннельное зрение, яростно отсекать из зоны фокуса все лишнее. Искать, словом, только среди грибов, не отвлекаясь на ягоды, и уже тем более рыбалку, или охоту на кабана. Обычно нам жаль времени и мы стараемся увидеть все разом, решить сразу несколько задач. Это потому, что многозадачность — такой навык современности, и пользуемся мы им виртуозно. Для неопытного покупателя такой подход означает смятение и ненужные траты, лучше заставить работать этот навык на одну цель — сегодня ищем только ботинки, только определенной формы и цвета, за определенную сумму. 

А еще, кстати, если всё правильно сделать изначально, то не нужно будет тратить энергию на то, чтобы решить, с чем носить такие ботинки, потому что создана сетка-матрица для поиска, куда включены только взаимоподходящие вещи. Признаться, для меня самой это все сродни урокам иностранного языка, но я верю, если один раз выучить его, и часто практиковаться, то я смогу решать задачи уже совершенно другого уровня. После такой тренировки я смогла двумя днями позже вычислить еще одну пару правильных брюк, второе пальто, ботинки и юбку. Теперь у меня есть начало минимального базового комплекта (оно в подборке). Но, конечно, я в процессе наделала в том числе и ошибок, ввиду чего вынуждена была ездить и возвращать некоторые вещи назад. К слову, раньше я ни разу не делала возвратов, несмотря на то, что понимала — вещи мне не подходят. Каждый раз надеялась их как-то переделать или докупить к ним еще(!) что-то, что их скрасит. Ну и понятно, чем все заканчивалось.

 Второй подсмотренный навык — взаимодействие с консультантами. Стелла умеет с ними коммуницировать так, что они выстраиваются по росту и поют торжественную песню. Просто потому что она говорит громко, внятно, и предполагает, что эти люди здесь находятся для того, чтобы делать то, в чем у покупателя имеется необходимость. Находить товар, подбирать размер, оформлять возврат, предлагать варианты решения разнообразных задач, и при этом быть приветливыми и вежливыми. И если говорить громче я в своих самостоятельных походах смогла, то убедить себя в том, что консультанты в зале обязаны мне помогать — пока нет. 

 Хотя через несколько дней, мне нужно было найти юбку, времени, как всегда, было мало, магазинов много, а сил просто отрицательное число. Поэтому я, наконец, сдалась и решила подключить “ресурс консультанта”. Я останавливалась при входе в магазин, находила продавца, задавала вопрос и дальше просто наблюдала, как его мозг работает на меня. Вместо меня он мысленно перебирает каталоги, систему развески в зале, сверяется с наличием размеров, цветов и тканей. Потом ведет меня к нужной точке, или не отводит, потому что заказанной вещи нет. То есть просто подключаешься к работнику магазина, как к системе поиска и нагугливаешь себе свою вещь! А главное, я заметила, что если консультант не знает ответа на вопрос, он испытывает дискомфорт, мне даже показалось, чувство, близкое к стыду, как будто он не справился со своей работой и будет наказан. Значит само устройство магазинов предполагает подобное взаимодействие с покупателем. А своими самостоятельными бесконечными бессистемными поисками я как будто забывала включать эскалатор и шагала по нему, как по обычной лестнице. На стопервый этаж. 

 А еще, как я уже говорила, Стелла не только Гарри Поттер, но и Ш. Холмс. Мы пили кофе и рассматривали прохожих, я приставала с вопросами, и в основном ответы Стеллы касались того, что каждый выбирая, что надеть, имеет ввиду нечто, какой-то образ того, как он выглядит. Конечно, увы, реальности он соответствует редко. Это вообще трудно — увидеть себя объективно (в силу разных болезненных причин, потеря той самой осознанности в целях облегчения жизни). И вот Стелла в три секунды распознает, какая задумка была изначально, и почему получилось то, что получилось. Мгновенно, по заколке или ремешку часов, обуви, челке — складывает все вместе, и пожалуйста, убийца - дворецкий, то есть заколка. 

 И вот теперь до меня начинает доходить, что человек склонен при выборе образа цепляться, как троллейбус за провода, за какую-то большую идею — кто-то известный, герой книги, фильм, целая эпоха, и можно, при определенных навыках, считать эту большую идею и увидеть этого идеального в своих глазах прохожего. Например, мы предположили, что девушка в глухом платье и зачесанными назад волосами скорее всего представляет себя близкой к образу гимназистки - молодая, румяная хохотушка, с пышной косой за спиной, но в строгом платье с ровным рядом блестящих пуговиц. А красивая женщина с пышными локонами у лица и крупной, сильно старящей ее подвеской, — имеет ввиду стиль 30-x, и видит себя роковой и неприступной. Но несомненно это только предположения, хотя игра очень интересная и сильно отрезвляющая.

 Вообще, когда я пишу о наших со Стеллой занятиях, каждый раз приходится делать небольшое усилие, и перебарывать неловкость от того, что я внезапно занимаюсь вещами и магазинами, хотя я уверенно знаю, что дело в гораздо большем — личности, способе жизни, осознанности, понимании, кто ты вообще такой. Но когда я, например, читаю (и реву) текст Маши Рупасовой о бабушкиных платьях, или исследования Линор Горалик (сейчас например о моде переходного времени - фестиваль “Остров 90-х” в Музеоне 20 сентября), или думаю об Оле Омами (часто), которая с нуля взяла и сделала бренд крутейшей детской одежды, потому что хотела одевать собственную дочку правильно; так вот когда я о них думаю, неловкость пропадает, как не было. 

 Потому что уровень рассуждений может быть уведен и на такую глубину тоже.

 текст Маши Рупасовой 

Линор Горалик о моде переходного периода 

там же собирают истории о самодельной одежде, например: 

 ”…В 1990-м году у меня был любимый свитер из дедушкиных трусов. Ну, то есть, я всем врала, что из дедушкиных трусов – для пущего панка. На самом деле он был из огромных мужских зимних штанов с начесом, которые я распорола по швам и сделала из них «летучую мышь». Больше нечего было купить, даже ткань.”

 ”…Друг воровал откуда-то списанную военую форму и мы шили из нее роскошные лоскутные макси-юбки. Шить я не умела, просто надо было из кусков сделать квадрат и резиночку втянуть. По бокам я делала полосы из погончиков, они стучали на шаге ”

“…Я отверткой для часов прокалывал дырки в голенищах старых сапог и делал из них женские сумки, девочки приносили совсем уже убитые сапоги, я срезал верх и возвращал сумочку. Брал за это 60 рублей, это у меня целый был бизнес, все знали”. 

 и одежда omamimini  

все предыдущие занятия со Стеллой 

Using Format